|
Для начала координаты, в которых работают аграрии:
- Производство сельхозпродуктов не может быть высоко прибыльным бизнесом – поскольку это производство сырья.
- Производственный цикл в лучшем случае ограничивается одним сезоном, но в специфичных отраслях сельского хозяйства может занимать и два и три года;
- Период вложения средств в бизнес не совпадает с периодом реализации продукции. Для растениеводческих хозяйств характерно наличие «голодных» месяцев.
- Стоимость вложений в основные средства очень высока, но еще выше риск ошибиться при выборе технологии и соответственно приобретение ненужного оборудования.
- Высокий уровень конкуренции.
- Производитель не может самостоятельно устанавливать цену на свою продукцию.
Все это требует тщательного планирования деятельности агрофирмы.
Этот план нужен не только тем, у кого Вы собираетесь просить деньги - банкирам и инвесторам; но и вашим сотрудникам, желающим понять свои перспективы и задачи; а главное - вам самим, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность.
Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.
Очень важно сделать это именно на бумаге в соответствии с определенными требованиями и провести специальные расчеты - это помогает увидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли в принципе.
Бизнес-план составляют по следующим причинам:
1. Для внешнего использования. Чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, банкирам.
2. Для внутреннего пользования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления.
Рекомендую начнать с бизнес-плана для внутреннего использования. В процессе его написания вы будете рассматривать многие вопросы, которые, возможно, никогда не будут записаны во внешнем. Однако Вам могут задать подобные вопросы, чтобы "почувствовать" серьезность проработки. Те, кто не подготовлен к этим вопросам, окажутся в невыгодном положении.
Все варианты и стратегия развития должны быть проработаны заранее, при написании внутреннего бизнес-плана. Большой грех в бизнесе - обман самого себя. А бизнес-план, составленный только для внешнего пользования, часто приукрашивает реальность. Вера в собственную пропаганду может оказаться разрушающим фактором.
Итак, назначение бизнес плана в том, что он помогает решать следующие задачи:
1. Изучить емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта;
2. Оценить затраты для производства сельхозпродукции, соизмерить их с ценами продажи, чтобы определить потенциальную прибыльность;
3. Обнаружить всевозможные "подводные" камни, подстерегающие инновации;
4. Определить те показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел.
Стоит особо сказать, что бизнес-план пишется на перспективу и составлять его надо примерно на 3-5 лет, при этом для первого года основные показатели следует делать в месячной разбивке, далее достаточно ограничиться годовыми показателями. |