«Нет ничего практичнее хорошей теории»
(В.И.Ленин)
Успешный опыт планирования успешного агробизнеса с 2000 года.
Бизнес-план агрофирмы
Вспомогательные материалы и советы по бизнес-планированию
Когда в последний раз Вы оценивали Вашу агрофирму на бумаге? Именно бизнес-план
может помочь Вам получить ясное и точное представление обо всех аспектах
Вашей деятельности - видеть потенциальную доходность Вашего бизнеса и объяснять
это другим.
Бизнес-план агрофирмы позволяет Вам оценивать потенциал новых рынков и
методов производства на бумаге, так что Вы можете понять и оценить риски
без потерь в реальности.
Бизнес-план помогает Вам устанавливать и достигать цели для Вашего бизнеса.
Для начала координаты, в которых работают аграрии:
Производство сельхозпродуктов не может быть высоко прибыльным бизнесом – поскольку это производство сырья. (Подробнее)
Что входит в бизнес-план?
Любой бизнес имеет свои особенности, следовательно, не может существовать
некоего "стандартного" плана, приемлемого во всех случаях. Существует
один испытанный принцип составления любого бизнес-плана: ОН ВСЕГДА ДОЛЖЕН
БЫТЬ КРАТКИМ.
Большинство проектов должны быть ограничены 10-20 страницами.
Титульный лист
Название документа, название агрофирмы, период действия бизнес-плана и
дата подготовки документа. Оглавление
Названия разделов и номера страниц. Миссия агрофирмы
Краткое заявление описывающее цель бизнеса. Деловая история
Недавняя информация относительно развития Вашей агрофирмы. Организационно-правовая форма
Общество с ограниченной ответственностью, частная собственность или открытое
акционерное общество. Структура управления, имена руководителей
Представленное содержание бизнес-плана является не более, чем схемой, поэтому
Вы можете использовать его при составлении своего бизнес-плана по своему
усмотрению. Тем не менее, оно содержит все главные моменты, которые необходимо
предусмотреть, поэтому отнеситесь к нему с достаточным вниманием.
1. Резюме
Цель плана
Потребность в финансах, их предназначение и для каких целей они необходимы
Краткое описание бизнеса
Ваш бизнес-план должен начинаться с выводов. Вы напишите их в самую последнюю очередь, но ... (подробнее)
2. План маркетинга
Описание бизнеса:
Отрасль сельского хозяйства в которой Вы работаете, производимые товары,
соответствие производства потребностям рынка, объем производства. Рыночные продажи:
Объем ежегодных продаж. Тенденции:
Мировые и национальные тенденции производства сельхозпродукции. Политические/юридические аспекты маркетинга:
Торговые и тарифные инструкции, таможенные постановления. Национальное
и международное законодательство, которое затрагивает маркетинг. Конкуренция и конкуренты:
Другие производители-конкуренты, их доля на рынке, конкурентоспособность. Анализ рынка:
Идентификация клиентов, Ваш ответ на требования клиента. Цели по продажам:
Коммерческие цели, новые рынки для продукции, ожидаемый рост доли и продаж на рынке. Ценообразование:
Ценообразование, смета расходов, прибыльность, рыночные цены. Рекламная поддержка:
Стратегия продвижения продукции на рынок.
Прежде чем приступать к планированию кампании по стимулированию сбыта, необходимо четко определиться, какие средства будут выделены вами для этого. (Подробнее)
2. План производства
Земля, здания и средства производства:
Описание земли, зданий, средств производства, находящиеся в собственности или используемых агрофирмой. Оборудование:
Описание оборудования, транспортных средств, сельхозмашин, используемых агрофирмой. Материалы и запасы, поставки:
Описание материалов, запасов, поставки, используемые в производстве сельхозпродукции. Стратегии производства:
Технологии производства, что производить, когда производить. План обновления техники/строительства:
План обновления техники, строительства новых производственных мощностей. Экологическая оценка производства:
Сохранение почвы и ее плодородия, охрана водных ресурсов, методы управления
удобрениями и пестицидами, контроль безопасности продукции. Политические и юридические риски и аспекты производства:
Экологическая политика, законы регулирующие производство сельхозпродукции. Контроль качества, инспекционные требования.
Составление производственной программы один из ключевых моментов планирования. Если бизнес-план составляется на 3-5 лет, то производственная программа составляется ежегодно и именно на ее основе составляется другой важный документ – бюджет.
Исполнение производственной программы это расходная часть бюджета, ее выполнение – доходная часть. Невозможно планировать, не определив точку отсчета. Любое планирование начинается с анализа. Давайте пройдем несложный тест. Для этого заполним простую таблицу. (Подробнее)
3. Персонал
Организационная диаграмма:
Организационная диаграмма и структура управления агрофирмой. Планирование количества и квалификации персонала:
Количество служащих, процедуры найма, требования к квалификации. Оплата и стимулирование персонала:
Метод платы, расценки, премирование и стимулирование. Обучение персонала внутренним стандартам качества:
Программы обучение владельцев и служащих, контроль уровней навыков. Владельцы/Менеджеры: навыки и модель управления:
Опыт и навыки менеджеров/владельцев агрофирмы. Квалификация, образование, опыт в управлении бизнесом. Должностные инструкции:
Описания должностных инструкций. Распределение обязанностей и делегирование полномочий:
Структура управления, распределение обязанностей и делегирование полномочий.
Инвестиции делаются в конкретных людей, а не в бизнес-план. Поєтому, объясните
каким образом организована руководящая группа и опишите основную роль каждого
ее члена, осветите механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей,
покажите каким образом вы собираетесь заинтересовать их в достижении поставленных
в бизнес-плане целей. Установите, как будет оплачиваться их труд (например:
оклад, премии, долевое участие в прибыли).
4. Финансовый план
Бюджет:
Большинство недавних и планируемых доходов и расходов агрофирмы. Движение денежных средств:
Таблица планируемых денежных потоков в течение года, ежемесячные или ежеквартальные бюджеты. Бухгалтерская отчетность:
Большинство бухгалтерских отчетов (баланс, Ф2, декларация по НДС) отчет
о собственном капитале, справки о активах агрофирмы, дебиторская и кредиторская
задолженость. План продаж и закупок:
Машины, земля и/или здания, которые будут куплены или проданы. Кредитная история:
Резюме по погашенных и действующих кредитах: сума, валюта, обеспечение,
процентная ставка, графики погашения (по договорам и фактически). Финансовые показатели:
Показатели ликвидности, платежеспособности, доходности и эффективности. Оценка финансовых рисков:
Риски сокращения рынка, риски недовыполнения объемов производства, тактика управления рисками. Оценка кредиторской и дебиторской задолжености:
Потенциальные долги - гарантии задолженности других, возможных
тяжбы, значения подоходного налога. История цен:
Диаграммы или таблицы цен реализации и закупки по основных товарах за прошлые годы.
Краткосрочные цели:
Цели достижимые в течение следующих двух лет. Долгосрочные цели:
Цели для следующих 3 - 10 лет. SWOT анализ:
Анализ угроз и возможностей для достижения краткосрочных и долгосрочных целей.
Приложения
Карты агрофирмы:
Карты полей агрофирмы, схемы расположения зданий. Отчетность предыдущих периодов:
Финансовая отчетность за прошлые 2 - 5 лет. Фото:
Фото полей, зданий, основного оборудования.