Стать партнером АГРАРИИ ВСЕХ СТРАН ОБЩАЙТЕСЬ ЧАЩЕ!..........................................................

Agro.Net.Ru - Аграрная баннерная сеть
Аналитика

Почем фермеры?

Практические советы банкиру (и не только!), кредитующему “колхозника”

Подложи ему свинью!

Очень практические советы банкиру, кредитующему фермера под залог коров, свиней и тракторов

Проверено: земля "уходит"

Арендаторам и крестьянам не выгодны арендные отношения. Нужно разрешить продавать и покупать пахотную землю

На подъеме*

Накануне нового сельскохозяйственного сезона эксперт БИЗНЕСа подсчитал, окупятся ли деньги, вложенные в землю

Пересев

Почему в Украине создался дефицит продовольственной пшеницы?

Выдержим ли второй Донбасс?

Почему погибают Украинские села?

Предыдущая глава

ЖЕЛЕЗНЫЙ КАПУТ

ЭТАП №1. Что брать - что не брать

Залог сельхозтехники - один из наиболее противоречивых видов обеспечения кредита. С одной стороны, банки при любом удобном случае пытаются забрать ее в залог, с другой - нет залога, который так дорого обходился бы заемщику.

В чем причина такого положения вещей? Во-первых, очень дорого оформление залога, что повышает реальную стоимость кредита в 1.5 раза (табл.5).

ОДНОЗНАЧНЫЙ АУТСАЙДЕР - АВТОТРАНСПОРТ. Как правило, средний возраст автомобилей в агропредприятиях - 10 лет и более. Мизерная остаточная стоимость, многоэтапный и длительный процесс оформления в залог, обязательное нотариальное удостоверение договора залога и дорогая страховка более чем в полтора раза увеличивают стоимость для хозяйства кредита под залог автомобиля.

ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК - ЗЕРНОУБОРОЧНЫЕ КОМБАЙНЫ. Дефицит такой техники создает благоприятные условия для ее реализации. В то же время кредит который можно получить под один или несколько комбайнов (желательно импортных) в значительной мере или полностью может удовлетворить запросы сельхозпредприятия. При этом, даже сложность постановки такого обеспечения в залог, окупается готовностью банка сотрудничать с клиентом предоставляющем такое обеспечение (понижение процентной ставки, уменьшение комиссионных, и т.п.). В целом при залоге зерноуборочной техники себестоимость кредита повышается примерно на 20%.

Трактора, по своему положению в рейтинге привлекательности залогов находятся между автомобилями и комбайнами, этим в общем то все сказано.

Совершенно незаслуженно обойден вниманием большинства банков ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ ИНВЕНТАРЬ. По большему счету, это идеальный предмет залога и для банка, и для заемщика. Большая металлоемкость почвообрабатывающей техники определяет ее высокую цену на рынке. Благодаря устойчивому спросу и простоте ремонта. продажа бывшего в употреблении почвообрабатывающего инвентаря не составит труда. Кроме того, процедура оформления залога может быть значительно упрощена. Все это может позволить при благосклонном отношении банка удорожить себестоимость кредита не более чем на одну десятую

Расходы Автотранспорт. (любой старше 6 лет) Трактор, (МТЗ-80, в эксплуатации менее года) Комбайн , (импортный, отработал 1-2 сезона, жатка 6-7 метров) Комбайн , (импортный, 4-5 сезонов эксплуатации или "Дон1500" 2-3 сезона) Почвообр. техника, (БДТ, плуги в рабочем состоянии).
Экспертная (залоговая) стоимость, грн. 15000 40000 400000 100000 10000
Сума кредита, грн. 7500 20000 200000 50000 5000
Процентная ставка 30% 30% 30% 30% 30%
Уплата процентов за 6 месяцев 1125 3000 30000 7500 750
Стоимость экспертной оценки, грн. 75 75 150 100 Не обязательна
Занесение в реестр залогов, грн. 75 75 75 75 Не обязательно
Услуги нотариуса, грн. 120 200 550 250 Не обязательно
Страховка, примерный % от экспертной оценки 2 % (ДТП) 2 % (ДТП) 1,2 %, (пожар) 1,2 %, (пожар) До 0,5 %.
Страховка, грн. 300 800 4800 1200 50
Всего расходов с учетом процентов за шесть месяцев 1695 грн. 4150 грн. 35575 грн. 9125 грн. 875 грн.
Реальная процентная ставка с учетом накладных расходов 45,2 41,5 % 35,6 % 36,5 % 35,0 %

НЕ РЕКОМЕНДУЕМ:

Все вышесказанное по поводу инвентаря ни в коей мере не относится к такой технике как опрыскиватели и сеялки. При достаточно большой их стоимости существует высокий риск разукомплектации. Важно помнить, что стоимость ремкомплекта на такую специфичную технику может составлять до 70% стоимости нового изделия.


ЭТАП №2. Кто хозяин

Очень серьезно нужно отнестись к установлению права собственности на технику. При кажущейся простоте задачи НЕЛИШНИМ БЫВАЕТ УДОСТОВЕРИТЬСЯ, ЧТО ТЕХНИКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРИНАДЛЕЖИТ ХОЗЯЙСТВУ ПО ПРАВУ СОБСТВЕННОСТИ, А НЕ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ. Классический пример — предложение в залог лизинговой техники или техники, определенной как имущественные паи. При залоге импортной техники (Россия сейчас - тоже заграница) обязательно удостоверьтесь в правильном оформлении таможенныхпроцедур. Вся самодвижущаяся техника должна быть зарегистрирована в органах Гостехнадзора (впрочем, об этом вам напомнит нотариус).


ЭТАП №3. Сколько это стоит?

ОПРЕДЕЛИТЬ ЛИКВИДНУЮ СТОИМОСТЬ СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ ВЕСЬМА НЕПРОСТО. Более-менее достоверную экспертную оценку можно получить только по автотранспорту. Оценка такого сложного механизма, как комбайн - дело тяжелое не только технически, но и просто физически. Еще более усложняет оценку многообразие предлагаемой техники. Самые добросовестные эксперты на практике делают оценочные выводы на основании данных об остаточной стоимости и информации о рыночных ценах на подобную технику. Чтобы кредитному работнику понять, как меняется ликвидная стоимость сельхозтехники. НУЖНО ПОНЯТЬ, КАК РАБОТАЕТ МЕХАНИЗМ АМОРТИЗАЦИИ - уменьшения стоимости техники.

В практике бухгалтерского учета сегодня наиболее широко распространен РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ ПО МЕТОДУ ТАК НАЗЫВАЕМОГО ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ. Стоимость основного средства по данному методу ежегодно уменьшается на определенную величину "икс", которая рассчитывается делением начальной стоимости на количество лет предполагаемого использования. При своей простоте данный метод не отличается реалистичностью — как правило, ликвидационная стоимость принимается равной нулю, и не учитывается моральное старение техники.

Впрочем, существуют и другие методы амортизации. Например, профессор Калифорнийского университета Т.Хзджес специально для фермерских хозяйств рекомендует использовать МЕТОД СНИЖАЮЩИХСЯ ОСТАТКОВ. Фермер из года в год умножает остаточную (балансовую) стоимость основного средства на некоторую постоянную норму. Чтобы найти эту постоянную норму необходимо вначале определить срок производительного использования данного средства и норму амортизации по методу пропорционального деления. Далее следует увеличить норму амортизации, полученную по этому методу на коэффициент К. Обычно К = 2 для средств приобретаемых новыми и 1.5 - для "бэушной". В качестве примера приведем данные об ориентировочном сроке службы основных средств (табл. 6).

Наименование Примерный срок службы, лет Годовая норма амортизации по методу пропорционального деления, %
Трактор 10 10,0
Комбайн зерноуборочный 8-10 12,5 - 10,0
Автомобиль 10 10,0
Бороны, культиваторы 6-8 16,7 - 12,5
Плуги 8-10 12,5 -10,0

И рассчитаем ликвидную стоимость нового импортного недорогого комбайна (начальная стоимость - 600 тыс.грн.) в зависимости от периода его эксплуатации, используя различную методику (табл.7).

Год эксплуатации Метод пропорционального деления Метод снижающегося остатка
Сумма аморт. отчислений за год Остаточная стоимость Сумма аморт. отчислений за год Остаточная стоимость
1
75 525 150 450
2 75 450 113 338
3 75 375 84 253
4 75 300 63 190
5 75 225 47 142
6 75 150 36 107
7 75 75 27 80
8 75 0 20 60

Как видим. МЕТОД СНИЖАЮЩЕГОСЯ ОСТАТКА ГОРАЗДО БОЛЕЕ РЕАЛИСТИЧНО ОТРАЖАЕТ РЕАЛЬНУЮ СТОИМОСТЬ ТЕХНИКИ. Впрочем, когда дело касается зерноуборочных комбайнов, банкиру необходимо владеть дополнительной информацией.


ЭТАП №4. Железный капут

Естественный износ старых комбайнов и отсутствие надежной недорогой техники украинского производства привели к значительному росту нагрузки на работающие комбайны. Если по нормам 80-х годов один комбайн полагался на 150 га пахотных земель, то теперь один комбайн приходится в среднем на 1000 га.

За рубежом норма выработки на комбайн в сезон - 200-250 моточасов (если, конечно, этот комбайн не планируют продать в СНГ через пару сезонов). В Украине импортная техника в сезон работает в два-три раза больше. Соответственно, УМЕНЬШАЕТСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ СРОК ЭКСПЛУАТАЦИИ КОМБАЙНОВ - ОБЫЧНО ДО б ЛЕТ. Стоимость подготовки импортного комбайна к сезону ежегодно возрастает примерно но $3 тыс., и на шестой сезон будет составлять примерно $ 15 тыс.!!!

Забавно, что низкая ремонтопригодность отечественной техники как раз наоборот — повышает срок службы наших комбайнов: они полсезона стоят на ремонте, соответственно, изнашиваются меньше.

Механизаторы относятся к своим комбайнам как к живым существам и даже дают им клички. Например: "Дон 1500" - "Горелый"; СК-6, "Колос" - "Железный капут".

Часто такая кличка больше скажет банкиру о предлагаемом залоге, чем официальная информация.

Сильно сокращает срок работы комбайна уборка "на стороне". Слабые, не соблюдающие должной агрокультуры хозяйства вынуждены обращаться за помощью к более сильным. Но уборка на засоренных бурьяном полях и при плохом качестве обработки почвы, как минимум, удваивает нагрузку на комбайн. Кроме того, часто случаются "теракты" по отношению к технике со стороны местных "бин Ладенов" - комбайн, остающийся без надзора, за сутки растаскивается почти полностью.

РЕКОМЕНДУЕМ:

ОБЯЗАТЕЛЬНО СТРАХУЙТЕ КОМБАЙНЫ ОТ ПОЖАРА!
Очень важен период продажи - как правило, при реализации залога приходится продавать только что отработавшую сезон и требующую ремонта технику. Поэтому ПРИ ОЦЕНКЕ ЗАЛОГОВОЙ ТЕХНИКИ УЧИТЫВАЙТЕ. ЧТО ЕЕ СТОИМОСТЬ В КОНЦЕ СЕЗОНА БУДЕТ МЕНЬШЕ. ЧЕМ В НАЧАЛЕ (в момент выдачи кредита — февраль-март). Кроме того, если почвообрабатывающая техника и трактора могут использоваться хозяйством-покупателем уже с началом весны, то ЗЕРНОУБОРОЧНЫЕ КОМБАЙНЫ НУЖНЫ ТОЛЬКО ВО ВТОРОМ ПОЛУГОДИИ, свеклоуборочные комплексы и того позднее. Соответственно, меняется и спрос на эту технику.
АЛЕКСЕЙ ХАРСУН.
г. ГЛОБИНО
Rambler's Top100 AGRO.NET.RU - Аграрная Баннерная Сеть АгроПоиск - аграрная поисковая система VlasnaSprava.info :: от идеи до прибыльного бизнеса www.ruraltourism.com.ua - Банк данных сельского туризма
© Алексей Харсун, 2004-2008 г.
Сайт управляется системой uCoz